Новости города БезФормата.Ru
Солнечногорск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Из истории строительства Петербурго-Московской (позже – Николаевской, ныне – Октябрьской) железной дороги

Дискуссия о месте строительства подземного перехода под железнодорожными путями на станции Подсолнечная выявила наше общее незнание многих фактов истории своей большой и малой родины. Две водонапорные башни, из-за которых разгорелся сыр-бор и которые по требованию РЖД необходимо снести, для кого-то действительно не имеют никакой ценности – просто технические путевые постройки. Но в срезе истории они занимают свое уникальное место.

Теперь самое время обратиться к истории этих сооружений с тем, чтобы понять их ценность. Историческую справку по строительству Николаевской, ныне – Октябрьской железной дороги подготовили Михаил Воробьев, председатель Солнечногорского районного отделения ВООПИиК и Юрий Егоров, кандидат технических наук, историк железнодорожного транспорта, координатор общественного движения «Архнадзор», член Всероссийского общества любителей железных дорог.

***

Петербурго-Московская (позже – Николаевская, ныне – Октябрьская) железная дорога стала первой полноценной железнодорожной магистралью России. Построенные до этого небольшие заводские железные дороги, а также Царскосельская железная дорога подтвердили возможность существования и успешной работы в России этого вида транспорта, и в этом заключается их огромная историческая роль. Однако, оставаясь небольшими по протяженности маломощными линиями, они не могли решить транспортных проблем в масштабе страны. Для этого требовалось создание сети полноценных железнодорожных магистралей.

В 1839 г. строитель Царскосельской железной дороги – Франц Антуан фон Герстнер – предложил построить железную дорогу от Петербурга до Москвы, однако, решение о строительстве затянулось на долгие годы. В 1839 г. для изучения заграничного (и прежде всего американского) опыта строительства и эксплуатации железных дорог были направлены два инженера корпуса путей сообщения – П.П. Мельников и Н.О. Крафт. К их возвращению в Россию тема дальнейшего строительства железных дорог была уже забыта, а Кабинет министров в полном составе выступил против сооружения каких-либо железных дорог, в том числе и Петербурго-Московской. Дело решил император Николай I, признавший необходимым строительство этой магистрали. Для ее сооружения был создан комитет, который возглавил наследник престола – будущий император Александр II. Проект строительства дороги составил П.П. Мельников, он же возглавил северную дирекцию по ее сооружению (от ст. Петербург до ст. Бологое), начальником южной дирекции (Бологое – Москва) был назначен Н.О. Крафт. К строительству были привлечены лучшие специалисты своего времени: инженеры Д.И. Журавский и Дж. Уистлер. Главным архитектором дороги стал виднейший российский зодчий Константин Андреевич Тон, разработавший проекты многих гражданских и технических построек, помогал ему архитектор Р.А. Желязевич.

Трасса будущей железной дороги была утверждена императором 14 апреля 1843 г. и принята к руководству при постройке дороги. Работы по её сооружению начались 27 мая 1843 г. К осени 1851 г. все работы были закончены. 19 августа этого же года новую железную дорогу осмотрел император Николай I, проехав в сопровождении инженеров и свиты весь путь от Петербурга до Москвы, делая продолжительные остановки на каждой станции и у всех крупных инженерных сооружений.

Петербурго-Московская железная дорога строилась по принципу грандиозного инженерно-архитектурного ансамбля, элементы которого располагались в соответствии с законами классической архитектуры и технологической необходимости. Многие элементы ансамбля сохранились до наших дней, поэтому вся дорога и в наши дни воспринимается как единый протяжённый архитектурный комплекс, являющийся уникальным не только для нашей страны, но и в мировой практике.

Все станции Петербурго-Московской железной дороги делились на четыре класса в зависимости от их значимости. Расположение станций было вызвано чисто технологическими причинами – максимальным пробегом паровоза без дозаправки водой и технического обслуживания: «Между станциями I класса, т.е. в 75 верстах, будет находиться по одной станции II класса, дабы паровозы, отправляясь с поездами со станции I класса, довезли оные до станции II класса и в тот же день могли возвратиться до прежнего места, где будут устроены заведения (депо) для починки паровозов и вагонов» (История железнодорожного транспорта России. Т. 1. 1836 – 1917 гг. СПб – М., 1994, стр. 63.).

Всего на дороге было построено пять станций I класса, считая «столичные» – в Петербурге и Москве, четыре станции II класса, восемь III класса и шестнадцать IV класса. На станциях I класса имели остановку все поезда – грузовые и пассажирские, здесь производилась смена локомотива и находилось основное (или, как говорили в те времена – «коренное») депо круглой формы. Станции II класса имели пассажирские здания меньшего размера, а их депо носило статус «оборотного». На станциях III класса дежурили резервные паровозы, имелись устройства для разворота паровозов (поворотные круги) и снабжения водой, располагавшиеся в эффектных симметричных зданиях с двухколонными портиками, стоявших в центре станции и создававших эффект парадных ворот-пропилей. Станции IV класса имели лишь устройства для дозаправки паровозов водой, представлявшие собой парные двухэтажные кирпичные башни, также располагавшиеся в центре симметрии станционного комплекса, к которому были приурочены места остановки паровозов.

Центром симметрии этих станций служили точки пересечения оси железнодорожных путей и поперечных осей двух станционных зданий. Все остальные постройки на станциях были деревянными.

Из шестнадцати симметричных ансамблей IV класса до наших дней сохранилось лишь два – на станциях Подсолнечная (в Московской области) и Гряды (Новгородская область), на ряде станций (Академическая, Березайка, Бурга и др.) осталось лишь по одной башне. Из трёх станционных комплексов IV класса на территории Московской области (Химки, Подсолнечная, Решетниково) сохранился лишь один – на станции Подсолнечная. Два остальных полностью утрачены.

Расположение и конструктивные особенности башен уникальны и характерны исключительно для раннего периода развития железнодорожного транспорта. Обычные гидроколонны для заправки паровозов водой к 1851 г. ещё не были изобретены, поэтому вода подавалась в тендеры паровозов непосредственно из баков, находящихся в каждой из башен. Из-за небольшого количества технологических операций на станциях и небольших объёмов движения имелась возможность останавливать паровозы в строго определённых местах на каждом из главных путей, не создавая препятствий для движения других поездов. Так как дорога строилась сразу двухпутной и каждая башня обслуживала свой путь, то башни строились парами – одна напротив другой.

Станция Подсолнечная. Фотография начала XX в.

По мере роста объемов движения на железных дорогах, увеличения количества мест остановки паровозов и производства технологических операций на станциях, строительство отдельной водонапорной башни для каждого из путей было признано неудобным. Поэтому взамен двух парных башен стали строить одну, соединенную с местами заправки паровозов трубопроводами, а непосредственно для подачи воды в паровозные тендеры стали применять гидроколонны. 

В конструктивном плане каждая из башен представляет собой двухэтажное здание на мощном подвальном этаже. Все межэтажные перекрытия – сводчатые, на них устанавливались водяные баки. Чердачное перекрытие и несущие конструкции крыши выполнены из дерева. В подвальной части здания располагались трубопроводы, подводящие воду к башне от водоподъемного здания (насосной станции с водозабором), находящегося у источника водоснабжения. На первом этаже находились печи для обогрева самих башен и водяных баков, чтобы не допустить замерзания воды в них в зимнее время. Второй этаж занимали водяные баки цилиндрической формы (по два на каждую башню), установленные непосредственно на сводчатое перекрытие. Здесь же располагался выдвижной водоразборный кран, перемещавшийся по металлическим направляющим и служивший для заправки паровозов. Для подъема людей на второй этаж служила ажурная металлическая лестница.

Здания имели архитектурное оформление, характерное для всех построек Петербурго-Московской дороги. Их этажи отделялись друг от друга кирпичными карнизами, а на углах устраивались профилированные лопатки, форма которых являлась характерной для всех построек это дороги. В местах установки водоразборных кранов межэтажные карнизы имели разрывы, хорошо заметные и в наше время. Под кровлей располагались карнизы другой формы, выполненные из светлого камня и также имеющие аналоги на других постройках – например, на пакгаузах товарной станции и здании круглого локомотивного депо в Москве. К железнодорожным путям обращены сдвоенные арочные окна, украшенные наличниками арочной формы, также характерные абсолютно для всех построек Петербурго-Московской магистрали. Такие же, но одиночные окна, украшают боковые фасады башен. Вход в башни осуществляется с дальней от железнодорожных путей стороны, через двери, оформленные арочными порталами, декор которых в целом повторяет форму оконных наличников.

Чертеж башен из «Альбома чертежей сооружений Российских железных дорог». 1872 г.

Яркий и запоминающийся ансамбль станции Подсолнечная производил впечатление не только на современников. Один из виднейших советских живописцев – член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР Георгий Нисский запечатлел этот ансамбль в 1958 году на своей картине, которая так и называется «Полустанок. Станция Подсолнечная». В центре композиции находятся две водонапорные башни с уходящими вдаль заснеженными путями, по которым со стороны дальнего леса движется поезд. Картина точно передаёт атмосферу небольшой железнодорожной станции, несёт на себе печать обыденности и умиротворённости, является одной из выдающихся работ Г. Г. Нисского.

Художник Г.Г. Нисский. Полустанок. Станция Подсолнечная. 1951 г.

Современное состояние башен

В настоящее время обе башни находятся в удовлетворительном состоянии, но по первоначальному назначению не используются. В башне 1-го пути (в сторону Москвы) располагаются механические мастерские и склады, сохранились сводчатые перекрытия, элементы внешнего декора – карнизы, наличники, лопатки. Башня перекрашена в серый цвет. В башне 2-го пути (в сторону Петербурга) располагается компрессорная установка, постоянно дежурит обслуживающий персонал. Второй её этаж используется как склад. В башне по 2-му пути также сохранились первоначальные сводчатые перекрытия, кирпичная печная труба. Сохранилась изящная чугунная лестница, ведущая на второй этаж. В нижней части фасада, обращённого к железнодорожным путям путям, хорошо виден круглый знак нивелировки 1873 года. Сохранились все элементы внешнего декора. Водяные баки и разборный кран утрачены – от крана остались лишь несущие анкеры, вмурованные в кирпичную кладку. Из-за многократных подсыпок земляного полотна первые этажи обеих башен со стороны ж.д. путей частично ушли в землю.

***

Водонапорные башни на станции Подсолнечная являются единственным сохранившимся комплексом станции IV класса на территории Московской области и одним из двух сохранившихся таких комплексов на всей Петербурго-Московской железной дороге. Они представляют ценность как подлинные свидетельства уровня развития железнодорожной науки и техники во время строительства первой железнодорожной магистрали России – линии Петербург – Москва. В их проектировании и строительстве принимал участие крупнейший российский зодчий Константин Андреевич Тон, это одна из немногих его работ на территории Московской области и редчайший пример технических построек его авторства.

Евгений Голоднов Вернисаж творческих работ авторов из Орехово-Зуева, Ликино-Дулёва и Рошаля под названием «Подмосковная палитра» открылся на днях в Орехово-Зуевском районном краеведческом музее.
19.08.2017 Oz-on.Ru
В столичном Доме кино завершилась церемония прощания с Верой Глаголевой - РТВ-ПодмосковьеЦеремония прощания с актрисой Верой Глаголевой, скончавшейся 16 августа на 62-м году жизни, завершилась в Доме кино в Москве, сообщает агентство «Москва» .
19.08.2017 РТВ-Подмосковье
Портрет княгини Евгении Шаховской-Глебовой-Стрешневой - Правительство Московской областиИсточник: ©, Шаховское информационное агентство Памятник княгине Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой открыли в поселке Шаховская в День города, передает корреспондент Шаховского информагентства.
19.08.2017 Правительство Московской области
В «Летнем кинотеатре» городского парка ждут юных зрителей - ТК КварцЮных жителей Подольска сегодня приглашают посмотреть мультфильм на свежем воздухе.
19.08.2017 ТК Кварц
В Шаховской прошло торжественное открытие памятника княгине Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой - Шаховские вести19 августа Шаховская отмечает День города. Одним из наиболее знаменательных событий этого праздника стало открытие памятника женщине,
19.08.2017 Шаховские вести
Художественную галерею откроют в новом бизнес-центре в Рузском округе - Рузский районВ бизнес-центре «Руза хутор», открытие которого состоялось в День Рузского округа на пешеходной улице Рузы, откроется выставочный зал, где художники округа смогут выставлять свои работы.
19.08.2017 Рузский район
Школа искусств в Шаховской - Правительство Московской областиИсточник: Министерство культуры Московской области Новое здание школы искусств открыли в поселке Шаховская в День города, заведение сможет принять 600 учащихся,
19.08.2017 Правительство Московской области
В Центральном Доме кино в Москве началось прощание с Верой Глаголевой - РТВ-ПодмосковьеЦеремония прощания с актрисой Верой Глаголевой, скончавшейся 16 августа на 62-м году жизни, началась в Доме кино в Москве, сообщает агентство «Москва».
19.08.2017 РТВ-Подмосковье
Фестиваль хмеля - Правительство Московской областиМероприятие состоится 02 сент. 2017 г. Орехово-Зуевский район Источник: ©, официальный сайт администрации Орехово-Зуевского района Узнать все об истории хмелеводства, приобрести напитки,
19.08.2017 Правительство Московской области
Школа искусств в Шаховской - Правительство Московской областиМероприятие состоится 19 авг.
19.08.2017 Правительство Московской области
Слет «Неботерапия» состоится на подмосковном аэродроме «Ватулино» в субботу - Правительство Московской областиИсточник: ©, пресс-служба администрации Коломенского района Первый инклюзивный слет «Неботерапия» проведут на аэродроме «Ватулино» в Рузском городском округе 19 августа для людей с инвалидностью,
19.08.2017 Правительство Московской области
Портрет княгини Евгении Шаховской-Глебовой-Стрешневой - Правительство Московской областиИсточник: ©, Шаховское информационное агентство Памятник княгине Евгении Шаховской-Глебовой-Стрешневой откроют в городском округе Шаховская в ходе празднования Дня города в субботу,
19.08.2017 Правительство Московской области
На севере Москвы пешеход погиб под колёсами трамвая - РТВ-ПодмосковьеНа проспекте Мира в Москве трамвай насмерть сбил пешехода, сообщает РИАМО со ссылкой на дежурного офицера столичного ГИБДД.
19.08.2017 РТВ-Подмосковье
В Подмосковье мать истязала детей, заставляя их стоять голыми коленями на гречке - ТК КварцФото: pixabay В Электростали 31-летняя мать систематически истязала своих детей.
19.08.2017 ТК Кварц
В столичной квартире нашли труп пятилетнего ребёнка - РТВ-ПодмосковьеВ квартире на Есенинском бульваре в Москве нашли тело пятилетнего ребёнка, сообщает РИАМО со ссылкой на пресс-службу столичного главка МВД.
19.08.2017 РТВ-Подмосковье
Смертельные выходные в Подмосковье - Красное знамя
Смертельные выходные в Подмосковье
Прошедшие жаркие выходные в Московской области вошли в печальную статистику рекорда смертей на дороге.
Красное знамя
Ночной пожар на Дружбе. Эвакуировано 40 человек - Копейка
Ночной пожар на Дружбе. Эвакуировано 40 человек
17 августа, около 23.35 на технологическом балконе в д. 13 по ул. Дружбы на 9 этаже произошло возгорание.
Копейка
Двух подозреваемых задержали в Люберцах за ограбление местного жителя - Люберецкая газета
Двух подозреваемых задержали в Люберцах за ограбление местного жителя
16 августа в дежурную часть Малаховского отдела полиции МУ МВД России «Люберецкое» поступило заявление от местного жителя о том, что неизвестные около одного из домов, расположенных на Заречной улице деревни Машково,
Люберецкая газета
Татьяна Сердюкова поздравила жителей с Днем Рузского округа - Красное знамяУважаемые ружане! Сердечно поздравляю вас с Днем Рузского городского округа!
18.08.2017 Красное знамя
«Досужие помыслы» vs библиотека - E-vanteevka.RuНачнем с того, что, собственно, от библиотеки ничего не останется. Даже названия.
19.08.2017 E-vanteevka.Ru
Школа искусств в Шаховской - Правительство Московской областиИсточник: Министерство культуры Московской области Новое здание школы искусств открыли в поселке Шаховская в День города, заведение сможет принять 600 учащихся,
19.08.2017 Правительство Московской области
Городская афиша с 21 августа по 27 августа - Долгие Пруды
Городская афиша с 21 августа по 27 августа
Мероприятия в Долгопрудном с 21 по 27 августа «ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА» (ул.
Долгие Пруды
В Шаховской прошло торжественное открытие памятника княгине Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой - Шаховские вести
В Шаховской прошло торжественное открытие памятника княгине Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой
19 августа Шаховская отмечает День города. Одним из наиболее знаменательных событий этого праздника стало открытие памятника женщине,
Шаховские вести
Нет описания - Газета Основа
Женский взгляд на огромный мир
Руководитель Наро-Фоминского отделения Союза художников Подмосковья Владимир Антонов, выступая на вернисаже, вспомнил слова Ницше, что «современное искусство должно базироваться на творческом чувстве как основании мироощущения».
Газета Основа
Минтранс МО ожидает увеличения количества ДТП в выходные - ТК КварцУвеличение количества отдыхающих может сильно повлиять и на аварийность. Минтранс призывает водителей и пешеходов быть предельно внимательными, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
18.08.2017 ТК Кварц
«Витязь-М» поражением завершил выездную серию - ФК ВитязьВчера наша молодежная команда провела матч 18 тура Первенства России среди команд III дивизиона против ФК «Сергиев Посад».
18.08.2017 ФК Витязь
"Неботерапия" для людей с инвалидностью пройдет в Рузском округе - Красное знамяБлаготворительный фонд "Подари Любовь Миру" запустил сбор средств на прыжки с парашютом и полеты на дельталетах для людей с ампутациями Благотворительный фонд "Подари Любовь Миру",
18.08.2017 Красное знамя
День физкультурника в Егорьевске - Егорьевский Курьер
День физкультурника в Егорьевске
№ 33 от 16 августа 2017 г. Этот праздник традиционно отмечается во вторую субботу августа Спортивные мероприятия прошли на территории стадиона «Мещера», а также на других городских площадках.
Егорьевский Курьер
Старт сезона в Дмитрове - Дмитровский вестник
Старт сезона в Дмитрове
В начале сезона 2017-2018 годов в Дмитрове в Центре фигурного катания и кёрлинга МУ СК «Дмитров» пройдут два всероссийских соревнования по кёрлингу: – с 21 по 27 августа – Кубок России по кёрлингу среди смешанных команд,
Дмитровский вестник
В Вялках пройдут игры 7-й Журналиады Подмосковья - Газета Родник
В Вялках пройдут игры 7-й Журналиады Подмосковья
19 августа с 12.00 в Военно-патриотическом центре «Офицерское собрание» (Раменский район, дер.
Газета Родник
22 августа в Одинцово пройдет флешмоб, посвященный Дню флага России - Общественная палата МО Дорогие друзья! В День Флага Российской Федерации каждый может украсить свой дом Российским Триколором!
19.08.2017 Общественная палата МО
Минтранс МО ожидает увеличения количества ДТП в выходные - ТК КварцУвеличение количества отдыхающих может сильно повлиять и на аварийность. Минтранс призывает водителей и пешеходов быть предельно внимательными, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
18.08.2017 ТК Кварц
Школа искусств в Шаховской - Правительство Московской областиИсточник: Министерство культуры Московской области Новое здание школы искусств открыли в поселке Шаховская в День города, заведение сможет принять 600 учащихся,
19.08.2017 Правительство Московской области
Глава Люберец принял участие в мастер‑классе по изготовлению сыра - Люберецкая газетаГлава подмосковных Люберец Владимир Ружицкий в субботу принял участие в первом фестивале-ярмарке сыра, он своими руками сделал сыры буратту и рикотту на мастер-классе.
19.08.2017 Люберецкая газета
День флага России 4 (360x204, 50Kb) - Krasnogorsk.InfoФлаг России размером 68 х 45 м. (3060 кв. м.) развернут активисты молодежных организаций Подмосковья 22 августа в День Государственного флага России.
19.08.2017 Krasnogorsk.Info