Новости города БезФормата.Ru
Солнечногорск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Из истории строительства Петербурго-Московской (позже – Николаевской, ныне – Октябрьской) железной дороги

Дискуссия о месте строительства подземного перехода под железнодорожными путями на станции Подсолнечная выявила наше общее незнание многих фактов истории своей большой и малой родины. Две водонапорные башни, из-за которых разгорелся сыр-бор и которые по требованию РЖД необходимо снести, для кого-то действительно не имеют никакой ценности – просто технические путевые постройки. Но в срезе истории они занимают свое уникальное место.

Теперь самое время обратиться к истории этих сооружений с тем, чтобы понять их ценность. Историческую справку по строительству Николаевской, ныне – Октябрьской железной дороги подготовили Михаил Воробьев, председатель Солнечногорского районного отделения ВООПИиК и Юрий Егоров, кандидат технических наук, историк железнодорожного транспорта, координатор общественного движения «Архнадзор», член Всероссийского общества любителей железных дорог.

***

Петербурго-Московская (позже – Николаевская, ныне – Октябрьская) железная дорога стала первой полноценной железнодорожной магистралью России. Построенные до этого небольшие заводские железные дороги, а также Царскосельская железная дорога подтвердили возможность существования и успешной работы в России этого вида транспорта, и в этом заключается их огромная историческая роль. Однако, оставаясь небольшими по протяженности маломощными линиями, они не могли решить транспортных проблем в масштабе страны. Для этого требовалось создание сети полноценных железнодорожных магистралей.

В 1839 г. строитель Царскосельской железной дороги – Франц Антуан фон Герстнер – предложил построить железную дорогу от Петербурга до Москвы, однако, решение о строительстве затянулось на долгие годы. В 1839 г. для изучения заграничного (и прежде всего американского) опыта строительства и эксплуатации железных дорог были направлены два инженера корпуса путей сообщения – П.П. Мельников и Н.О. Крафт. К их возвращению в Россию тема дальнейшего строительства железных дорог была уже забыта, а Кабинет министров в полном составе выступил против сооружения каких-либо железных дорог, в том числе и Петербурго-Московской. Дело решил император Николай I, признавший необходимым строительство этой магистрали. Для ее сооружения был создан комитет, который возглавил наследник престола – будущий император Александр II. Проект строительства дороги составил П.П. Мельников, он же возглавил северную дирекцию по ее сооружению (от ст. Петербург до ст. Бологое), начальником южной дирекции (Бологое – Москва) был назначен Н.О. Крафт. К строительству были привлечены лучшие специалисты своего времени: инженеры Д.И. Журавский и Дж. Уистлер. Главным архитектором дороги стал виднейший российский зодчий Константин Андреевич Тон, разработавший проекты многих гражданских и технических построек, помогал ему архитектор Р.А. Желязевич.

Трасса будущей железной дороги была утверждена императором 14 апреля 1843 г. и принята к руководству при постройке дороги. Работы по её сооружению начались 27 мая 1843 г. К осени 1851 г. все работы были закончены. 19 августа этого же года новую железную дорогу осмотрел император Николай I, проехав в сопровождении инженеров и свиты весь путь от Петербурга до Москвы, делая продолжительные остановки на каждой станции и у всех крупных инженерных сооружений.

Петербурго-Московская железная дорога строилась по принципу грандиозного инженерно-архитектурного ансамбля, элементы которого располагались в соответствии с законами классической архитектуры и технологической необходимости. Многие элементы ансамбля сохранились до наших дней, поэтому вся дорога и в наши дни воспринимается как единый протяжённый архитектурный комплекс, являющийся уникальным не только для нашей страны, но и в мировой практике.

Все станции Петербурго-Московской железной дороги делились на четыре класса в зависимости от их значимости. Расположение станций было вызвано чисто технологическими причинами – максимальным пробегом паровоза без дозаправки водой и технического обслуживания: «Между станциями I класса, т.е. в 75 верстах, будет находиться по одной станции II класса, дабы паровозы, отправляясь с поездами со станции I класса, довезли оные до станции II класса и в тот же день могли возвратиться до прежнего места, где будут устроены заведения (депо) для починки паровозов и вагонов» (История железнодорожного транспорта России. Т. 1. 1836 – 1917 гг. СПб – М., 1994, стр. 63.).

Всего на дороге было построено пять станций I класса, считая «столичные» – в Петербурге и Москве, четыре станции II класса, восемь III класса и шестнадцать IV класса. На станциях I класса имели остановку все поезда – грузовые и пассажирские, здесь производилась смена локомотива и находилось основное (или, как говорили в те времена – «коренное») депо круглой формы. Станции II класса имели пассажирские здания меньшего размера, а их депо носило статус «оборотного». На станциях III класса дежурили резервные паровозы, имелись устройства для разворота паровозов (поворотные круги) и снабжения водой, располагавшиеся в эффектных симметричных зданиях с двухколонными портиками, стоявших в центре станции и создававших эффект парадных ворот-пропилей. Станции IV класса имели лишь устройства для дозаправки паровозов водой, представлявшие собой парные двухэтажные кирпичные башни, также располагавшиеся в центре симметрии станционного комплекса, к которому были приурочены места остановки паровозов.

Центром симметрии этих станций служили точки пересечения оси железнодорожных путей и поперечных осей двух станционных зданий. Все остальные постройки на станциях были деревянными.

Из шестнадцати симметричных ансамблей IV класса до наших дней сохранилось лишь два – на станциях Подсолнечная (в Московской области) и Гряды (Новгородская область), на ряде станций (Академическая, Березайка, Бурга и др.) осталось лишь по одной башне. Из трёх станционных комплексов IV класса на территории Московской области (Химки, Подсолнечная, Решетниково) сохранился лишь один – на станции Подсолнечная. Два остальных полностью утрачены.

Расположение и конструктивные особенности башен уникальны и характерны исключительно для раннего периода развития железнодорожного транспорта. Обычные гидроколонны для заправки паровозов водой к 1851 г. ещё не были изобретены, поэтому вода подавалась в тендеры паровозов непосредственно из баков, находящихся в каждой из башен. Из-за небольшого количества технологических операций на станциях и небольших объёмов движения имелась возможность останавливать паровозы в строго определённых местах на каждом из главных путей, не создавая препятствий для движения других поездов. Так как дорога строилась сразу двухпутной и каждая башня обслуживала свой путь, то башни строились парами – одна напротив другой.

Станция Подсолнечная. Фотография начала XX в.

По мере роста объемов движения на железных дорогах, увеличения количества мест остановки паровозов и производства технологических операций на станциях, строительство отдельной водонапорной башни для каждого из путей было признано неудобным. Поэтому взамен двух парных башен стали строить одну, соединенную с местами заправки паровозов трубопроводами, а непосредственно для подачи воды в паровозные тендеры стали применять гидроколонны. 

В конструктивном плане каждая из башен представляет собой двухэтажное здание на мощном подвальном этаже. Все межэтажные перекрытия – сводчатые, на них устанавливались водяные баки. Чердачное перекрытие и несущие конструкции крыши выполнены из дерева. В подвальной части здания располагались трубопроводы, подводящие воду к башне от водоподъемного здания (насосной станции с водозабором), находящегося у источника водоснабжения. На первом этаже находились печи для обогрева самих башен и водяных баков, чтобы не допустить замерзания воды в них в зимнее время. Второй этаж занимали водяные баки цилиндрической формы (по два на каждую башню), установленные непосредственно на сводчатое перекрытие. Здесь же располагался выдвижной водоразборный кран, перемещавшийся по металлическим направляющим и служивший для заправки паровозов. Для подъема людей на второй этаж служила ажурная металлическая лестница.

Здания имели архитектурное оформление, характерное для всех построек Петербурго-Московской дороги. Их этажи отделялись друг от друга кирпичными карнизами, а на углах устраивались профилированные лопатки, форма которых являлась характерной для всех построек это дороги. В местах установки водоразборных кранов межэтажные карнизы имели разрывы, хорошо заметные и в наше время. Под кровлей располагались карнизы другой формы, выполненные из светлого камня и также имеющие аналоги на других постройках – например, на пакгаузах товарной станции и здании круглого локомотивного депо в Москве. К железнодорожным путям обращены сдвоенные арочные окна, украшенные наличниками арочной формы, также характерные абсолютно для всех построек Петербурго-Московской магистрали. Такие же, но одиночные окна, украшают боковые фасады башен. Вход в башни осуществляется с дальней от железнодорожных путей стороны, через двери, оформленные арочными порталами, декор которых в целом повторяет форму оконных наличников.

Чертеж башен из «Альбома чертежей сооружений Российских железных дорог». 1872 г.

Яркий и запоминающийся ансамбль станции Подсолнечная производил впечатление не только на современников. Один из виднейших советских живописцев – член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР Георгий Нисский запечатлел этот ансамбль в 1958 году на своей картине, которая так и называется «Полустанок. Станция Подсолнечная». В центре композиции находятся две водонапорные башни с уходящими вдаль заснеженными путями, по которым со стороны дальнего леса движется поезд. Картина точно передаёт атмосферу небольшой железнодорожной станции, несёт на себе печать обыденности и умиротворённости, является одной из выдающихся работ Г. Г. Нисского.

Художник Г.Г. Нисский. Полустанок. Станция Подсолнечная. 1951 г.

Современное состояние башен

В настоящее время обе башни находятся в удовлетворительном состоянии, но по первоначальному назначению не используются. В башне 1-го пути (в сторону Москвы) располагаются механические мастерские и склады, сохранились сводчатые перекрытия, элементы внешнего декора – карнизы, наличники, лопатки. Башня перекрашена в серый цвет. В башне 2-го пути (в сторону Петербурга) располагается компрессорная установка, постоянно дежурит обслуживающий персонал. Второй её этаж используется как склад. В башне по 2-му пути также сохранились первоначальные сводчатые перекрытия, кирпичная печная труба. Сохранилась изящная чугунная лестница, ведущая на второй этаж. В нижней части фасада, обращённого к железнодорожным путям путям, хорошо виден круглый знак нивелировки 1873 года. Сохранились все элементы внешнего декора. Водяные баки и разборный кран утрачены – от крана остались лишь несущие анкеры, вмурованные в кирпичную кладку. Из-за многократных подсыпок земляного полотна первые этажи обеих башен со стороны ж.д. путей частично ушли в землю.

***

Водонапорные башни на станции Подсолнечная являются единственным сохранившимся комплексом станции IV класса на территории Московской области и одним из двух сохранившихся таких комплексов на всей Петербурго-Московской железной дороге. Они представляют ценность как подлинные свидетельства уровня развития железнодорожной науки и техники во время строительства первой железнодорожной магистрали России – линии Петербург – Москва. В их проектировании и строительстве принимал участие крупнейший российский зодчий Константин Андреевич Тон, это одна из немногих его работ на территории Московской области и редчайший пример технических построек его авторства.

Усадебный экспресс - Правительство Московской областиМероприятие состоится 11 февр. 2018 г. г. Дмитров Источник: ©, сайт usadboved.ru Проект «Усадебный экспресс» пополнился маршрутом «По следам "Гусарской баллады"», поездка в Дмитров состоится 11 февраля,
22.01.2018 Правительство Московской области
Музейно-выставочный центр приглашает на заключительный спектакль V фестиваля кукольных домашних театров - Администрация г. Серпухов25 января в Музейно-выставочном центре состоится последнее представление V фестиваля кукольных домашних театров.
22.01.2018 Администрация г. Серпухов
Подольские автобусы перевезут 400 музыкантов Хора Валаамского монастыря - ТК КварцВ период с 9 по 30 января ГУП МО «Мострансавто» перевезет более 400 участников Хора Валаамского монастыря.
22.01.2018 ТК Кварц
День снега - Правительство Московской областиИсточник: Министерство физической культуры и спорта Московской области Спортивные игры, выступление творческих коллективов и лыжные забеги состоялись на Дне снега в Подмосковье,
22.01.2018 Правительство Московской области
Молодежный форум - Правительство Московской областиМероприятие состоится 25 янв. 2018 г. Дом Правительства Московской области, г. Красногорск Источник: ©, Ступинское информационное агентство,
22.01.2018 Правительство Московской области
Городская афиша с 22 по 28 января - Долгие ПрудыАфиша мероприятий в Долгопрудном с 22 по 28 января «ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА»   (Центральный парк по ул.
22.01.2018 Долгие Пруды
Акция «Российское кино – селу» стартовала в Подмосковье - Газета МаякВ сельском Доме культуры «Квашенки» в Талдомском районе Подмосковья прошло торжественное открытие 12-й Московской областной акции «Российское кино – селу»,
22.01.2018 Газета Маяк
Гостиница - Правительство Московской областиИсточник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Около 110 гостиниц прошли классификацию по «звездам» на 1 января 2018 года в Подмосковье,
22.01.2018 Правительство Московской области
Стала известна программа кинофестиваля - Павлово-Посадский районКак сообщили в управлении по культуре городского округа Павловский Посад, утверждена программа кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова.
22.01.2018 Павлово-Посадский район
21 января в клубе «Благая весть» при Центральной детской библиотеке состоялась встреча «Богатырь Илья Муромец – покровитель русского воинства».
22.01.2018 Администрация Воскресенского района
В библиотеке села Конобеева прошёл вечер-портрет памяти Владимира Высоцкого «Поэт, актёр и режиссёр».
22.01.2018 Администрация Воскресенского района
В рамках выставки «Зимняя сказка» в Культурном  центре «Усадьба Кривякино» 23 января пройдёт мастер-класс по гильошированию.
22.01.2018 Администрация Воскресенского района
В Пересвете мужчина ударил женщину ножом в живот - КопейкаЖенщину с ножевым ранением живота доставили в больницу в Пересвете Сергиево-Посадского района Подмосковья, полицейские задержали подозреваемого в нападении на пострадавшую в ходе пьяной ссоры,
21.01.2018 Копейка
Дачный дом москвича обокрали в Рузском округе - Красное знамяВ дачный дом в деревне Петропавловское бывшего Дороховского поселения воры проникли, разбив окно, пока хозяина-москвича не было на месте.
22.01.2018 Красное знамя
В Подмосковье приезжий с гранатой в руке вымогал у племянника миллион рублей - РТВ-ПодмосковьеДеньги понадобились мужчине на компенсацию судебных издержек и оплату похорон родственников В Подмосковье задержали мужчину, вымогавшего с гранатой в руке у племянника миллион рублей.
22.01.2018 РТВ-Подмосковье
Мужчина с гранатой вымогал 1 млн руб у своего родственника в Пушкинском районе - Газета Маяк
Мужчина с гранатой вымогал 1 млн руб у своего родственника в Пушкинском районе
В Пушкинском районе Подмосковья задержан 64-летний мужчина, подозреваемый в вымогательстве 1 миллиона рублей у своего родственника, говорится в сообщении пресс-службы ГУ МВД РФ по Московской области.
Газета Маяк
На территории г.о. Павловский Посад с 15 по 22 января зарегистрировано 5 пожаров - Павлово-Посадские известия
На территории г.о. Павловский Посад с 15 по 22 января зарегистрировано 5 пожаров
Наталья Верхотурова 15 января в 23.12 произошёл пожар в строении многоквартирного жилого дома № 28 на ул.
Павлово-Посадские известия
Сотрудника РЖД подозревают в получении взятки от владельца торгового павильона вблизи станции Реутово - Газета Реут
Сотрудника РЖД подозревают в получении взятки от владельца торгового павильона вблизи станции Реутово
kursktv.ru В Москве возбуждено уголовное дело по факту получения взятки должностным лицом ОАО «РЖД»,
Газета Реут
2e251738b86e0adc16f9dea97d547f2079f4957c - Electrostal.ComКрещенские купания в Электростали начались вечером в четверг, 18 января. На «Авангарде» была оборудована купель.
22.01.2018 Electrostal.Com
Ивантеевка, снег, спорт! - E-vanteevka.RuВ воскресенье в Ивантеевке на стадионе «Труд» прошел международный праздник «День снега»  Именно наш город стал в 2018 году площадкой для проведения этой акции в Московской области.
22.01.2018 E-vanteevka.Ru
22 января Московской области Андрей Воробьев провел совещание с руководящим составом областного правительства - Серебряно-Прудский вестникПресс-служба Губернатора Московской области «Я хотел бы начать нашу встречу с подведения итогов большого форума – Форума малых городов, который прошел в Коломне с участием Президента,
22.01.2018 Серебряно-Прудский вестник
Городская афиша с 22 по 28 января - Долгие Пруды
Городская афиша с 22 по 28 января
Афиша мероприятий в Долгопрудном с 22 по 28 января «ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА»   (Центральный парк по ул.
Долгие Пруды
Выставка Оксана Бирева 2018 - Копейка
Выставка Оксана Бирева 2018
Выставка представляет зрителям уникальную возможность познакомиться с творчеством художницы, работающей в достаточно редкой технике пастели.
Копейка
Старый мотив на новый лад - Городской ритм
Старый мотив на новый лад
Шерлок Холмс терпеть не может Новый год. Всё потому, что в детстве ему всегда дарили не те подарки.
Городской ритм
В Коломне устранили несанкционированную торговлю топливом вдоль трассы М5 «Урал» - Администрация г.КоломнаИнспекторы территориального отдела Госадмтехнадзора Московской области в Коломенском городском округе проверили трассу М5-«Урал» на предмет недопущения несанкционированной розничной торговли.
22.01.2018 Администрация г.Коломна
Воскресенцы не смогли «засушить» игру - ХК ХимикТюмень охладила «Химик» за 38 секунд до сирены Подопечные Вячеслава Козлова с первых минут отчетного матча были вынуждены играть «вторым» номером, настолько сверхмотивированным вышел на ледовую арену «Рубин».
22.01.2018 ХК Химик
Первенство России по мини-футболу - Мытищинский районВ рамках Первенства России по мини-футболу (футзалу), зона «Московская область» мытищинские футболисты провели две игры с командами из Дубны.
22.01.2018 Мытищинский район
У нашей команды 3 место на чемпионате по мини-футболу памяти И.А. Деяк - Копейка
У нашей команды 3 место на чемпионате по мини-футболу памяти И.А. Деяк
20 и 21 января в спортивном комплексе «Пересвет» проходил  седьмой турнир  по мини-футболу среди женских команд памяти И.А.
Копейка
Краеведение: Летопись ореховского футбола - Орехово-Зуевская правда
Краеведение: Летопись ореховского футбола
Мы продолжаем цикл публикаций о первых футбольных матчах в стране, и сегодня наш рассказ об истории вхождения города Орехово-Зуево в состав пионеров российского футбола К началу XIX столетия Орехово-Зуева еще не существовало,
Орехово-Зуевская правда
В Балашихе прошел главный областной турнир по тхэквондо - Газета Факт
В Балашихе прошел главный областной турнир по тхэквондо
В Балашихе 21 января состоялись Чемпионат и Первенство Московской области – 2018 и I-й Кубок главы городского округа Балашиха по тхэквондо МФТ.
Газета Факт
Следственным отделом по городу Королеву ГСУ СК России по Московской области двум сотрудникам полиции предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ч.3 ст.
23.01.2018 Следственный комитет
22 января Московской области Андрей Воробьев провел совещание с руководящим составом областного правительства - Серебряно-Прудский вестникПресс-служба Губернатора Московской области «Я хотел бы начать нашу встречу с подведения итогов большого форума – Форума малых городов, который прошел в Коломне с участием Президента,
22.01.2018 Серебряно-Прудский вестник
Минэкологии проводит вебинары по порядку оказания госуслуг - Министерство экологии МОВ январе минэкологии проведет вебинары, в ходе которых будет разъяснен порядок оказания государственных услуг в части природоохранной деятельности.
22.01.2018 Министерство экологии МО
Облачная погода и небольшой снег ожидаются в Подмосковье 22 января - Ступинская панорамаСтупинское информагентство, Сергей Демянюк Предстоящим днем столичный регион будет находиться в тыловой части циклона.
22.01.2018 Ступинская панорама
Подмосковье инициировало ряд ключевых изменений в федеральном законодательстве в сфере ЖКХ - Евгений Хромушин - Газета Ключ18 января 2018 года, Московская область. С января этого года в Российской Федерации вступил в силу ряд существенных поправок в жилищное законодательство, регулирующих отрасль ЖКХ, в частности,
22.01.2018 Газета Ключ